ОРКиСЭ

orkse Начиная с 2010 года в 4-х классах Курганской области ведется учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Поручение президента.

Введен он на основе поручения президента РФ, распоряжения правительства РФ №1578-р от 29 октября 2009 года (приложение к приказу), приказом Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2009 года, законом Курганской областной области от 10 декабря 2009г. №518, приказом Главного Управления Образования Курганской области от 25.02.11- за №297.

Начиная с 2012 года данный учебный курс введен на всей территории Российской Федерации: Распоряжение президента РФ №84-р от 28 января 2012 года, приказы Министерства образования и науки РФ №69 от 31.01.2012 г, №74 от 01.02.2012 г. и является обязательным для изучения.

Сайт ОРКСЭ            Департамент образования и науки Курганской области
«Горячая линия» по вопросам введения учебного курса ОРКиСЭ

Учителя МКОУ «Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа» – Харламова Ольга Геннадьевна, Романова Римма Викторовна – прошли необходимое обучение в городе Москве, Кургане. Учителя филиалов МКОУ «Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа» «Плосковская СОШ», «Перволебяжьевская ООШ» Шамраева Ольга Геннадьевна, Фадеева Надежда Петровна получили необходимые удостоверения, разрешающие преподавать курс «Основы религиозных культур и светской этики» в школе.

 

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя 6 модулей:

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

Информация о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся предметов (модулей) комплексного учебного предмета  ОРКиСЭ

Порядок выбора родителями обучающихся учебного предмета (модуля) комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Целью учебного курса является формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Этот курс должен сыграть важнейшую роль в расширении образовательного кругозора обучающихся и в воспитательном процессе – формирование порядочного, честного и достойного гражданина.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1011877247

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей). Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

Планируемые результаты освоения  обучающимися предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

Содержание модулей курса ОРКСЭ

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Россия — наша Родина.

ууууу 1010613874Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

1007100465Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

 

018_006Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

 

56aae8e5153e5Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

 

osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii_11013798328Основы мировых религиозных культур

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

 

cover1 1010613867Основы светской этики

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Каждый из модулей разделяется на 4 блока.

  1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час);
  2. Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).
  3. Традиционные религии и этика в России (13 часов);
  4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).

Такая конструкция дает возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими блоками, обеспечивая педагогическое единство предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.

Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.

В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция — будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.

В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

Структура курса предполагает максимально тесное взаимодействие детей и родителей.

Для курса «Основы религиозной культуры и светской этики»  издательством «Дрофа» выпущены учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. В рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения).

Все представленные материалы учебных пособий курса ОРКСЭ адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

За время ведения курса учащиеся и их родители выбирали модули

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс