Историческая справка

Заслуженные учителя Лебяжьевской средней школы:

 

 

 


Сохранить честь Учителя!

Обращение председателя Совета старейшин Департамента образования и науки Курганской области, заслуженного учителя школы РСФСР, почётного гражданина Курганской области Александра Михайловича Сметанина

    Уважаемые педагоги!  Уважаемые ветераны педагогического труда!   Дорогие земляки!
    В юбилейный для Курганской области год свою 75-ю годовщину отмечает и система образования нашего края. Решением облисполкома Совета депутатов трудящихся за номером 345 от 15 июля 1943 года был создан областной отдел народного образования, а при нем институт усовершенствования учителей, областная библиотека, областной методический кабинет политпросвещения, областное лекционное бюро и областной дошкольный методический кабинет.
   Несмотря на то, что все силы советского народа в этот период были отданы победе над врагом, руководство страны и области всецело понимало важность народного просвещения. Начинать было не легко. В своей докладной записке первый заведующий ОБЛОНО Иван Платонович Фирсов писал: «Материально-бытовые условия учителей тяжелые. Нормы хлеба снижаются, в некоторых районах учителя сняты со снабжения. Нет керосина. Изнашивается одежда и обувь…».
   Однако все эти тяготы и лишения военной поры не смогли подорвать крепость духа и стойкость зауральского учительства. Педагогический процесс не только не прерывался — не прерывался каждодневный творческий поиск. Повсеместно разрабатывались и внедрялись новые, все более эффективные формы и методы работы с учащимися.
   В послевоенные годы и позднее Курганская область неоднократно удостаивалась переходящего Красного Знамени Совета Министров РСФСР за достижения в сфере народного образования. Выросла целая плеяда легендарных педагогов-новаторов, среди которых два Народных учителя СССР.
    У системы образования Курганской области достойное прошлое и, я верю, не менее достойное будущее. А все потому, что в основе педагогического труда всегда были, есть и будут надежные духовные основания, высокие ценности гуманизма, материнская (отеческая) забота о воспитанниках и, главное, учительская честь и учительский долг.
   Во все времена, и военное лихолетье и в период 90-годов, когда по нескольку месяцев не выплачивалась заработная плата, российское учительство не предавало идеалов отечественной педагогики, а главное — не предавало своих учеников. Уверен, это не произойдет и сейчас, в период поступательного развития сферы образования, когда каждому педагогу открыт простор для творческих инициатив и профессионального самовыражения.
   И вместе с тем, время от времени мы становимся свидетелями попыток извне раскачать нравственную основу педагогического труда, посягнуть на педагогические святыни, выбить моральный фундамент из-под ног учителя, развернуть его мысли от духовного к материальному.
Кто это делает и в чьих интересах? Очевидно, здесь преследуются глобальные цели и уж точно не из чувства ответственности за систему образования или судьбы педагогов.
К моему сожалению, вектор разрушительного воздействия выбран точно. Если деморализовать и дезориентировать педагогическую среду, посеять смуту и негативные настроения в педагогическом сообществе, а затем разобщить его – действительно можно добиться многого. Чего только стоит подмена понятия «педагогическое служение» образовательной услугой.
Так не дадим же укорениться в умах зауральского учительства искаженным помыслам, не позволим поселиться в сердцах равнодушию, черствости и меркантильности, подорвать учительский дух.
   Будем же достойными памяти предшествующих поколений наших доблестных земляков, педагогов-просвещенцев, гордо пронесем через годы высокое имя Учитель!
   Горячо и сердечно поздравляю вас, дорогие коллеги, с юбилейным для системы образования годом! Желаю крепкого здоровья, любознательных учеников, добрых коллег – единомышленников, а также душевых сил и неиссякаемой энергии для свершения своего каждодневного педагогического подвига!

С уважением, А.М. Сметанин

 

 

 

shkola  «У школы серебряный юбилей»  статья из районной газеты «Вперёд» от 19 сентября 2000 г.

1975 год. В центре  поселка новая шко­ла сверкает глазастыми ок­нами, привлекая не только учеников.  Люди останавливаются, любуясь зданием…

РЯДОМ БЫЛИ ЕДИНОМЫШ­ЛЕННИКИ

Рассказывает первый директор Лебяжьевской сред­ней школы  Белова Анто­нина Георгиевна:

— В 56-м я приехала в Лебяжье, имея за плечами иняз. В «белой» школе прошла все ступени:belova_a.g. учи­тель, завуч, директор. Было всяко, но легкого хлеба не видела. Заведующий РОНО В. С. Флоринский вызвал меня и  И.Г.Барашков, предложил новую школу. Иван Ге­оргиевич походил, посмот­рел  и отказался. Я в от­вет: «Подумаю…» Провела бессонную ночь, все взвеси­ла и решила попробовать.

Конечно, одна вряд ли бы осилила. Рядом были дорогие мои помощники Гали­на Павловна Шабалина — завуч (строга, но справед­лива!), Мария Михайловна Шилова — заместитель по воспитательной работе, та­лантливый организатор.

Имея рядом таких людей, я согласилась взвалить на себя этот воз. И вот после­дняя линейка в «белой» шко­ле. 980 человек. Пережи­ваю. Как там будет, в но­вой? Уже открытие на носу, а парты не завезли, в столовой нет столов, многое недоделано. Спасибо Васи­лию Семеновичу Щеголева­тых: успокоил, что все сде­лают.вич походил, посмот­рел  и отказался. Я в от­вет: «Подумаю…» Провела бессонную ночь, все взвеси­ла и решила попробовать.Конечно, одна вряд ли бы осилила. Рядом были дорогие мои помощники Гали­на Павловна Шабалина — завуч (строга, но справед­лива!), Мария Михайловна Шилова — заместитель по воспитательной работе, та­лантливый организатор. В старой «белой» школе мы работали в две смены, печи топили, но было чисто, уют­но благодаря Марии Николаевне Харьковой — это завхоз,  каких поискать!

Стою на линейке перед ребятишками. Гляжу, а у них глазенки сверкают, все возбуждены. Ну что ж, в добрый путь! И 20 сентября мы торжественно перешли в новое здание. Ра­дость детей неописуема: простор, свобода! Разбе­жались по классам и долго-долго  не хотели уходить. Был бал. Пригласили пер­вого секретаря райкома партии М. А. Птицына, стро­ителей.

Не все сразу пришло. Долго еще нам с завхозом приходилось слезы лить: те­плица не сразу заработала, спортзал не обогревался, не все кабинеты оборудованы согласно требованиям… Из«красной» школы пришло пополнение — сильнейший коллектив, асы. Коллективы слились. Пришли Людмила Ивановна Рахимова, Нина Михайловна Васильева, Та­мара Филипповна Борисова — учителя — профессионалы, прекрасные люди. Из школ все лучшее перенесли сюда. Создали республику «Гренада».  Пионерская (пионер­вожатая Александра Петро­вна Смолина) и комсомоль­ская организации работали в   тесном   содружестве.

Ой, и пережила же я! У меня характер крутой, пря­молинейна, неуживчива с начальством, не любила по­дарки и шоу не люблю.

Болею за школу и могу прийти туда в любое время без приглашения, ведь это моя школа. Как много по­могали в то время учителя, мои наставники! Екатерина Михайловна Ловкова — си­льнейший учитель среднего звена, партсекретарь шко­лы. Обращалась мягко, как мать, умела уговорить, убедить. Плечом к плечу работали с санитарным врачом  Анной Софроновной Конищевой — человеком тре­бовательным, но с большим тактом. Она работала и как пропагандист.

Я хоть и крута нравом, но нетактично не поступала никогда. В народе говорят: «Рыба гниет с головы». Ве­рно,    потому    и    директор должен быть требователен к себе и подчиненным. Мыстарались все проводить в жизнь школы. На первом месте дисциплина, которой должен владеть учитель. Для меня не было с этим проблем; я владела и клас­сом, и школой. Ведь не секрет, что дисциплина зави­сит от директора. Просто нужно предъявлять единые требования к учителям иученикам. Учитель должен работать не только с учени­ками, но и с родителями, отдавать работе всего себя — и душу, и сердце.

Наш коллектив был кре­пким, и таких учителей бы­ло немало. Потому в школе были все виды воспита­ния: эстетическое, трудовое, политическое. Проводились политинформации. А как же?! Должны дети знать ис­торию государства Россий­ского.

Сильнейшая помощь бы­ла от родительского коми­тета. Ляпунова Галина Тро­фимовна, его председатель, много хорошего сделала для школы. Лектории моего класса   были   политизированы. До сих пор, иногда встречаясь со своими уче­никами (Катя Степанова, Наташа Воробьева…), слышу упреки: «Как же так, поче­му? Вы же учили нас все­му…»

Однако я думаю, что при коммунистах много хорошего было, особенно велась большая идеологическая ра­бота с людьми, люди были под присмотром. А сейчас свобода, которой пользо­ваться еще не научились, вот и разваливается все, бо­льше   негативных    явлений.

Нет, не привыкну, не со­глашусь с новым временем. Я — шестидесятница, вос­питание другое. И все же для всех независимо от вре­мени должны быть единые требования, христианские заповеди.

Люблю я свою много­страдальную Родину, люб­лю деревню — основу Рос­сии. И очень волнует меня отношение к могилам. Ду­маю, детям, внукам надо передавать бережное отно­шение к могилам как в се­мье, так и в школе. Сейчас много внешней информации, нет начитанности, мешаеттелевизор, который действует отрицательно на здоро­вье. Возможно, его инфор­матика жестокого обраще­ния с человеком и влия­ет  на   рост преступности.

В 60-70-е годы, работая в школе, не помню случаев жестоких расправ. А сейчас что творится? Жестокость шокирует и угнетает. Стра­шно ходить по вечерам. Раньше же в Доме пионе­ров при Петре Федоровиче Гаеве (директор ДП) было множество вечерних круж­ков, не боялись поздно хо­дить. Правда, раньше жили больше по указке. Вот и со зданием школы так же про­изошло. Школа должна строиться окнами на юг, но райком партии повернул ее окнами к себе. И для безо­пасности детей школа не на своем месте, но приказали — и сделали так. И все же я за сильную власть.

Мы проводили еженеде­льные линейки по этажам, на которых сдавали дежур­ства, награждали и наказывали, часто были линей­ки тематические. Предъяв­ляли требования к речи.  Я ходила на уроки к Гаевой Галине Евграфовне, к Горобец Галине Романовне, к Батищевой Лидии Григорь­евне просто так. без про­верки, испытывая эстетиче­ское наслаждение. Эстети­ческому воспитанию уделя­ли  много  времени.

Любила и люблю ребя­тишек. Особенно нравилось работать с трудными: у отличников консерватив­ность в разговоре, а у тру­дного душа нараспашку. Ездили с учениками на картошку — незабываемое время общения, отдыха и работы. Болею за детей, за школу. Спасибо ГеннадиюВасильевичу Шушунову, что в прошлом году вклю­чил в комиссию по провер­ке школы. Я радуюсь, ког­да у нее все хорошо, если плохо—обидно. Переживаю, что не стало ученическойформы (она дисциплиниро­вала и скрадывала матери­альное превосходство), что не ездят сейчас на экскур­сии, что больше внимания обращается на материаль­ную сторону, а не на духовную…

С      большой       любовью отношусь  к  учителям  начальных  классов, которые за­кладывают    фундамент      в ребенке. Как-то  была  на уроке у Кирьяновой Татьяны Андреевны – честнейшеее отношение к работе, готова к ней в любое время. Или у Ольги Николаевны Герасимовой – 10 класс, эрудиция, начитанность, полное взаимопонимание. Я просто наслаждалась уроками.

Вот побывала на учительской конференции, за что спасибо Вере Николаевне Воеводкиной, заведующей РОНО, не забывает пенсионеров. Здесь я еще раз убедилась, какой подвиг, не побоюсь этого громкого слова) совершают учителя в это трудное время. Проблем очень много материальных и моральных, но никто не жаловался. Я восхищаюсь учителями. Много молодежи влилось в педколлектив. Школа готовит детей и старается дать им все возможное. В юбилейный год желаю коллективу творческих успехов, здоровья, терпения. И вновь повторю: корабль мой, корабль, счастливого тебе плавания!

Районная газета «Вперед» 19 сентября 2000

Беседовала Т.Кривоногова, Фото В.Дубровина

Презентация о Шабалиной Галине Павловне — завуче Лебяжьевской школы 

 «Страницы истории Лебяжьевской средней школы»  — автор Назаренко Е.Н.

Фотоархив к истории Лебяжьевской средней школы  —  автор Назаренко Е.Н. 

приложение1, приложение 2, приложение 3  к фотоархиву

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Ответить

Войти с помощью: 

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *

Решите пример * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.