Заслуженные учителя Лебяжьевской средней школы:
- Михайлова Светлана Геннадьевна, информация
- Степанова Елизавета Дмитриевна, информация
- Сапунова Нелли Геннадьевна, информация
Сохранить честь Учителя!
Обращение председателя Совета старейшин Департамента образования и науки Курганской области, заслуженного учителя школы РСФСР, почётного гражданина Курганской области Александра Михайловича Сметанина
Уважаемые педагоги! Уважаемые ветераны педагогического труда! Дорогие земляки!
В юбилейный для Курганской области год свою 75-ю годовщину отмечает и система образования нашего края. Решением облисполкома Совета депутатов трудящихся за номером 345 от 15 июля 1943 года был создан областной отдел народного образования, а при нем институт усовершенствования учителей, областная библиотека, областной методический кабинет политпросвещения, областное лекционное бюро и областной дошкольный методический кабинет.
Несмотря на то, что все силы советского народа в этот период были отданы победе над врагом, руководство страны и области всецело понимало важность народного просвещения. Начинать было не легко. В своей докладной записке первый заведующий ОБЛОНО Иван Платонович Фирсов писал: «Материально-бытовые условия учителей тяжелые. Нормы хлеба снижаются, в некоторых районах учителя сняты со снабжения. Нет керосина. Изнашивается одежда и обувь…».
Однако все эти тяготы и лишения военной поры не смогли подорвать крепость духа и стойкость зауральского учительства. Педагогический процесс не только не прерывался — не прерывался каждодневный творческий поиск. Повсеместно разрабатывались и внедрялись новые, все более эффективные формы и методы работы с учащимися.
В послевоенные годы и позднее Курганская область неоднократно удостаивалась переходящего Красного Знамени Совета Министров РСФСР за достижения в сфере народного образования. Выросла целая плеяда легендарных педагогов-новаторов, среди которых два Народных учителя СССР.
У системы образования Курганской области достойное прошлое и, я верю, не менее достойное будущее. А все потому, что в основе педагогического труда всегда были, есть и будут надежные духовные основания, высокие ценности гуманизма, материнская (отеческая) забота о воспитанниках и, главное, учительская честь и учительский долг.
Во все времена, и военное лихолетье и в период 90-годов, когда по нескольку месяцев не выплачивалась заработная плата, российское учительство не предавало идеалов отечественной педагогики, а главное — не предавало своих учеников. Уверен, это не произойдет и сейчас, в период поступательного развития сферы образования, когда каждому педагогу открыт простор для творческих инициатив и профессионального самовыражения.
И вместе с тем, время от времени мы становимся свидетелями попыток извне раскачать нравственную основу педагогического труда, посягнуть на педагогические святыни, выбить моральный фундамент из-под ног учителя, развернуть его мысли от духовного к материальному.
Кто это делает и в чьих интересах? Очевидно, здесь преследуются глобальные цели и уж точно не из чувства ответственности за систему образования или судьбы педагогов.
К моему сожалению, вектор разрушительного воздействия выбран точно. Если деморализовать и дезориентировать педагогическую среду, посеять смуту и негативные настроения в педагогическом сообществе, а затем разобщить его – действительно можно добиться многого. Чего только стоит подмена понятия «педагогическое служение» образовательной услугой.
Так не дадим же укорениться в умах зауральского учительства искаженным помыслам, не позволим поселиться в сердцах равнодушию, черствости и меркантильности, подорвать учительский дух.
Будем же достойными памяти предшествующих поколений наших доблестных земляков, педагогов-просвещенцев, гордо пронесем через годы высокое имя Учитель!
Горячо и сердечно поздравляю вас, дорогие коллеги, с юбилейным для системы образования годом! Желаю крепкого здоровья, любознательных учеников, добрых коллег – единомышленников, а также душевых сил и неиссякаемой энергии для свершения своего каждодневного педагогического подвига!
С уважением, А.М. Сметанин
«У школы серебряный юбилей» статья из районной газеты «Вперёд» от 19 сентября 2000 г.
1975 год. В центре поселка новая школа сверкает глазастыми окнами, привлекая не только учеников. Люди останавливаются, любуясь зданием…
РЯДОМ БЫЛИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ
Рассказывает первый директор Лебяжьевской средней школы Белова Антонина Георгиевна:
— В 56-м я приехала в Лебяжье, имея за плечами иняз. В «белой» школе прошла все ступени: учитель, завуч, директор. Было всяко, но легкого хлеба не видела. Заведующий РОНО В. С. Флоринский вызвал меня и И.Г.Барашков, предложил новую школу. Иван Георгиевич походил, посмотрел и отказался. Я в ответ: «Подумаю…» Провела бессонную ночь, все взвесила и решила попробовать.
Конечно, одна вряд ли бы осилила. Рядом были дорогие мои помощники Галина Павловна Шабалина — завуч (строга, но справедлива!), Мария Михайловна Шилова — заместитель по воспитательной работе, талантливый организатор.
Имея рядом таких людей, я согласилась взвалить на себя этот воз. И вот последняя линейка в «белой» школе. 980 человек. Переживаю. Как там будет, в новой? Уже открытие на носу, а парты не завезли, в столовой нет столов, многое недоделано. Спасибо Василию Семеновичу Щеголеватых: успокоил, что все сделают.вич походил, посмотрел и отказался. Я в ответ: «Подумаю…» Провела бессонную ночь, все взвесила и решила попробовать.Конечно, одна вряд ли бы осилила. Рядом были дорогие мои помощники Галина Павловна Шабалина — завуч (строга, но справедлива!), Мария Михайловна Шилова — заместитель по воспитательной работе, талантливый организатор. В старой «белой» школе мы работали в две смены, печи топили, но было чисто, уютно благодаря Марии Николаевне Харьковой — это завхоз, каких поискать!
Стою на линейке перед ребятишками. Гляжу, а у них глазенки сверкают, все возбуждены. Ну что ж, в добрый путь! И 20 сентября мы торжественно перешли в новое здание. Радость детей неописуема: простор, свобода! Разбежались по классам и долго-долго не хотели уходить. Был бал. Пригласили первого секретаря райкома партии М. А. Птицына, строителей.
Не все сразу пришло. Долго еще нам с завхозом приходилось слезы лить: теплица не сразу заработала, спортзал не обогревался, не все кабинеты оборудованы согласно требованиям… Из«красной» школы пришло пополнение — сильнейший коллектив, асы. Коллективы слились. Пришли Людмила Ивановна Рахимова, Нина Михайловна Васильева, Тамара Филипповна Борисова — учителя — профессионалы, прекрасные люди. Из школ все лучшее перенесли сюда. Создали республику «Гренада». Пионерская (пионервожатая Александра Петровна Смолина) и комсомольская организации работали в тесном содружестве.
Ой, и пережила же я! У меня характер крутой, прямолинейна, неуживчива с начальством, не любила подарки и шоу не люблю.
Болею за школу и могу прийти туда в любое время без приглашения, ведь это моя школа. Как много помогали в то время учителя, мои наставники! Екатерина Михайловна Ловкова — сильнейший учитель среднего звена, партсекретарь школы. Обращалась мягко, как мать, умела уговорить, убедить. Плечом к плечу работали с санитарным врачом Анной Софроновной Конищевой — человеком требовательным, но с большим тактом. Она работала и как пропагандист.
Я хоть и крута нравом, но нетактично не поступала никогда. В народе говорят: «Рыба гниет с головы». Верно, потому и директор должен быть требователен к себе и подчиненным. Мыстарались все проводить в жизнь школы. На первом месте дисциплина, которой должен владеть учитель. Для меня не было с этим проблем; я владела и классом, и школой. Ведь не секрет, что дисциплина зависит от директора. Просто нужно предъявлять единые требования к учителям иученикам. Учитель должен работать не только с учениками, но и с родителями, отдавать работе всего себя — и душу, и сердце.
Наш коллектив был крепким, и таких учителей было немало. Потому в школе были все виды воспитания: эстетическое, трудовое, политическое. Проводились политинформации. А как же?! Должны дети знать историю государства Российского.
Сильнейшая помощь была от родительского комитета. Ляпунова Галина Трофимовна, его председатель, много хорошего сделала для школы. Лектории моего класса были политизированы. До сих пор, иногда встречаясь со своими учениками (Катя Степанова, Наташа Воробьева…), слышу упреки: «Как же так, почему? Вы же учили нас всему…»
Однако я думаю, что при коммунистах много хорошего было, особенно велась большая идеологическая работа с людьми, люди были под присмотром. А сейчас свобода, которой пользоваться еще не научились, вот и разваливается все, больше негативных явлений.
Нет, не привыкну, не соглашусь с новым временем. Я — шестидесятница, воспитание другое. И все же для всех независимо от времени должны быть единые требования, христианские заповеди.
Люблю я свою многострадальную Родину, люблю деревню — основу России. И очень волнует меня отношение к могилам. Думаю, детям, внукам надо передавать бережное отношение к могилам как в семье, так и в школе. Сейчас много внешней информации, нет начитанности, мешаеттелевизор, который действует отрицательно на здоровье. Возможно, его информатика жестокого обращения с человеком и влияет на рост преступности.
В 60-70-е годы, работая в школе, не помню случаев жестоких расправ. А сейчас что творится? Жестокость шокирует и угнетает. Страшно ходить по вечерам. Раньше же в Доме пионеров при Петре Федоровиче Гаеве (директор ДП) было множество вечерних кружков, не боялись поздно ходить. Правда, раньше жили больше по указке. Вот и со зданием школы так же произошло. Школа должна строиться окнами на юг, но райком партии повернул ее окнами к себе. И для безопасности детей школа не на своем месте, но приказали — и сделали так. И все же я за сильную власть.
Мы проводили еженедельные линейки по этажам, на которых сдавали дежурства, награждали и наказывали, часто были линейки тематические. Предъявляли требования к речи. Я ходила на уроки к Гаевой Галине Евграфовне, к Горобец Галине Романовне, к Батищевой Лидии Григорьевне просто так. без проверки, испытывая эстетическое наслаждение. Эстетическому воспитанию уделяли много времени.
Любила и люблю ребятишек. Особенно нравилось работать с трудными: у отличников консервативность в разговоре, а у трудного душа нараспашку. Ездили с учениками на картошку — незабываемое время общения, отдыха и работы. Болею за детей, за школу. Спасибо ГеннадиюВасильевичу Шушунову, что в прошлом году включил в комиссию по проверке школы. Я радуюсь, когда у нее все хорошо, если плохо—обидно. Переживаю, что не стало ученическойформы (она дисциплинировала и скрадывала материальное превосходство), что не ездят сейчас на экскурсии, что больше внимания обращается на материальную сторону, а не на духовную…
С большой любовью отношусь к учителям начальных классов, которые закладывают фундамент в ребенке. Как-то была на уроке у Кирьяновой Татьяны Андреевны – честнейшеее отношение к работе, готова к ней в любое время. Или у Ольги Николаевны Герасимовой – 10 класс, эрудиция, начитанность, полное взаимопонимание. Я просто наслаждалась уроками.
Вот побывала на учительской конференции, за что спасибо Вере Николаевне Воеводкиной, заведующей РОНО, не забывает пенсионеров. Здесь я еще раз убедилась, какой подвиг, не побоюсь этого громкого слова) совершают учителя в это трудное время. Проблем очень много материальных и моральных, но никто не жаловался. Я восхищаюсь учителями. Много молодежи влилось в педколлектив. Школа готовит детей и старается дать им все возможное. В юбилейный год желаю коллективу творческих успехов, здоровья, терпения. И вновь повторю: корабль мой, корабль, счастливого тебе плавания!
Районная газета «Вперед» 19 сентября 2000
Беседовала Т.Кривоногова, Фото В.Дубровина
Презентация о Шабалиной Галине Павловне — завуче Лебяжьевской школы
«Страницы истории Лебяжьевской средней школы» — автор Назаренко Е.Н.
Фотоархив к истории Лебяжьевской средней школы — автор Назаренко Е.Н.
приложение1, приложение 2, приложение 3 к фотоархиву